Массовая рассылка признается СПАМом, если у вас нет согласия от её получателей. СПАМ - это не только неэффективно, но и незаконно. Как же правильно организовать сбор базы и не "влететь" на штрафы?
Давайте начнем с того, что «закон суров, но это закон». Это аксиома, и она касается также того, что любая email-рассылка, априори, считается рекламой. Это прописано законодательно, плюс, в ФЗ «О рекламе» есть четкое указание:
- Адресат должен добровольно согласиться на получение электронных писем.
- Если согласия нет, то рассылка считается незаконной.
Сервис email-рассылок Dashamail предлагает делать все строго легально, поэтому данная публикация будет посвящена советам и рекомендациям, как получать явно выраженное согласие на рассылки, чтобы не противоречить букве закона и не вредить развитию своего бизнеса.
Чем рискуют спамеры?
Если тот пользователь, что получил «спамное» письмо, пожалуется в ФАС, то вас ждут весьма неприятные санкции. Чтобы вами «занялись», заявителю достаточно отправить свою жалобу, приложив к ней скриншот письма. После этого начнется масштабная проверка со стороны ФАС, нацеленная на выяснение факта получения согласия. Если его не было, то спамер гарантированно получит штрафные санкции:
- Физические лица заплатят за такое самоуправство сумму в 2-2 500 рублей.
- Юридические лица и компании – сумма в диапазоне 100 000 – 500 000 рублей.
- Руководители компаний выплатят 4 000 – 20 000 рублей РФ.
Обратите внимание: если в качестве спамера выступает юридическое лицо, часты прецеденты, когда штраф назначается не только компании, но и ее руководителю, как должностному лицу.
2 способа получения согласия
Существует 2 основных метода, как можно официального получить пользовательское согласие, и это:
- Интернет-магазины часто делают это через онлайн-страницу оформления заказа, предлагая покупателю такую возможность (описывая, какие это даст преимущества).
- Непосредственно через форму подписки на сайте. Это оптимальный и уже классический метод для тех, кто ведет рассылку на постоянной основе, генерируя полезный (!) контент.
Давайте рассмотрим эти варианты детально, чтобы вы могли применить их на практике. Если взять согласие на странице с оформлением заказа, то тут есть 2 дополнительных варианта:
- Добавление отдельного чекбокса для проставления «галочки» для согласия с подпиской. Это значит, что пользователь ставит галочку в случае согласия на смену роли (посетитель трансформируется в подписчика). Всегда должна оставаться свобода выбора: человек может не ставить «галочку», а просто оформить заказ. Предваряя ваши вопросы, отметим, что даже, если человек забудет о своем согласии и пожалуется на рассылку, запись о той самой «росписи» останется в лог-файлах. Не рекомендуем оставлять чекбоксы по умолчанию предзаполненными. Они могут привести к длительному расследованию и штрафам. Оставляйте поле пустым, чтобы пользователь осознанно (!) самостоятельно по доброй воле и разрешил вам отправку писем.
- Согласие на отправку по «умолчанию»! Это значит, что в форме заказа не будет никаких чекбоксов и даже намеков на него. При этом в пользовательском соглашении (да-да, том самом, которое никто и никогда не читает) есть пункт (иногда написанный маленькими буквами) о том, что клиент автоматически соглашается на получение email-отправлений. То есть при заказе товаров/услуг это обязательная опция. Остерегайтесь такого способа, так как у человека, по сути, нет выбора, если он хочет у вас что-то купить, плюс, он не дает осознанного согласия, так как 99% никогда не читают соглашение. Когда будет инициирована проверка, все равно обяжут привести неоспоримые доводы, что пользователь имел ярко выраженную альтернативу, а он осознанно выбрал получение писем.
Резюмируя этот блок, заметим, что по-человечески честнее и прозрачнее со стороны закона делать отдельный непредзаполненный чекбокс. И, да, это должно быть таким предложением, от которого можно отказаться в любой момент. В email-рассылках это реализуется через добавление обязательной ссылки на отписку в каждом письме.
Что касаемо согласия через форму подписки, то здесь также есть 2 варианта развития событий:
- Одинарное подтверждение (opt-in). Пользователю нужно указать в специальном поле свой актуальный электронный адрес и кликнуть по кнопке «Подписаться». Больше для решения этого вопроса делать ничего не нужно. У этого метода есть объективный плюс в отсутствии необходимости подтверждения адреса почты. Так процесс становится проще и отпугивает меньше людей. Но и минусы также есть: хуже качество базы, чаще появляются жалобы на spam, труднодоказуемо желание подписчика получать рассылку (так как ввести его адрес мог кто угодно).
- Двухфакторное подтверждение (double opt-in, DOI). Оно встречается чаще. Пользователю нужно ввести адрес, а затем подтвердить его через переход по ссылке, полученной из письма, отправленного на указанный адрес почты. Фух, мы это сказали! Плюсы налицо: качество в разы лучше, так как исключены случайные адреса, меньше жалоб, при проверке легко можно доказать, что подписчик сам давал свое согласие.
Если вы заботитесь о качестве своих подписчиков, а не просто набиваете их количество, рекомендуем выбирать второй способ (двойное подтверждение). Таким образом, в качестве резюме приведем 2 ключевых метода, которые «железно» помогут вам собирать подписчиков и эффективно отправлять им email-рассылку:
- Обязательно оставляйте пустой чекбокс с внятным описанием. Например: «Я согласен на получение email-рассылки».
- Выбирайте только двойное подтверждение.
Секретные нюансы сбора контактов, чтобы не прослыть спамером
Сейчас сервис рассылок DashaMail даст несколько рабочих рекомендаций, и соблюдать их нужно все без исключения, чтобы избежать любого рода проблем, как с законом, так и с почтовыми провайдерами, которые бывают не менее жестоки:
- Делайте исключительно «белую базу». Это значит, что она собирается только по добровольному согласию ваших подписчиков. Не рекомендуем никогда покупать email-адреса, готовые базы, так как рассылку обязательно отклонят или посчитают, что это бессмысленный спам.
- Тщательно прописывайте определения, чтобы они были четкие и недвусмысленные. Нужно указать прямым текстом, что адресат готов по своей воле подписаться на получение сообщений рекламного характера (так их определяет закон). Например, не пишите: «Я люблю классную информацию о высоких технологиях», а подстрахуйтесь и напишите вместо этого: «Я согласен получать письма информационно-рекламного характера по теме высоких технологий»! Так вы подстрахуете себя на случай проверки ФАС и исключите обвинение в «расплывчатой» формулировке.
- Рассылайте уведомления и приветственные сообщения. Это касается отправления самого первого письма после подписки. Обязательно обратитесь к новому подписчику по его имени (наш сервис позволяет такую персонализацию), сообщите о том, что он дал согласие на получение писем, а также напомните, что в любой момент он может отписаться (и покажите, где найти эту ссылку для отписки). Такое письмо спасло многих, так как оно выступает в качестве явного доказательства, если будет проведена проверка на спам.
- Проработайте качественное пользовательское соглашение, так как это не просто набор букв, который никому не интересен. Это документ, определяющий взаимоотношения с пользователями. Не забудьте разместить его на web-сайте в свободном доступе и включить в него несколько обязательных пунктов. Мы советуем добавлять активную и явно видную ссылку на соглашение в каждом (!) письме.
- Теперь плавно переходим к другому документу, который почему-то многие игнорируют. Это «Политика конфиденциальности»! В ней вы подтверждаете собственное право на сбор и хранение личной информации пользователей. Подробно и просто опишите, почему вы это делаете, каким образом храните полученные данные, почему нет риска, что вы их куда-то отдадите. Ваш долг – объяснить, что вы будете ответственными за то, что личные данные окажутся у третьих лиц. Проще говоря, данная политика является гарантом сохранности личной информации.
- Предоставление согласия на обработку данных. Одно плавно вытекает из другого. Добавьте чекбоксы в форме подписки и на странице покупки, под которыми обязательно будет текст о согласии на обработку данных. Рекомендуем упростить себе и будущим читателям жизнь, и пусть этот текст будет прямой ссылкой на уже написанную и опубликованную политику конфиденциальности. Обратите внимание, что кнопки подписки и покупки должны стать функциональными только после согласия пользователя.
- Не стесняйтесь делать напоминания и говорите своему адресату о том, как, когда и при каких условиях он дал свое согласие на получение писем от вас.
- Делайте отписку легкой. Это не приключение на выживание, а вполне резонная потребность, поэтому в каждом письме должна быть легкодоступная ссылка или кнопка на отписку.
- Сохраняйте лог-файлы с историей пользовательских действий. Журнал является текстовым документом, в котором хранятся записи обо всех действиях, совершенных на сайте. В нем можно найти данные по IP-адресам, с которых была оформлена подписка и переход по ссылке.
- Создайте собственный stop-лист, в который вы станете включать адреса людей, отказавшихся от рассылки. Не стоит посылать им никакие сообщения, даже если он останется вашим покупателем. В качестве исключения может быть только 1 случай, когда отписавшийся человек вновь изъявляет желание подписаться, что также периодически случается.
Будьте открытыми с аудиторией, указывайте достоверную информацию о себе, чтобы сформировать кредит доверия и уменьшить риск написания жалоб. Как видите, несложно добиться того, чтобы рассылка была не только эффективной, но и законной. Лучше поработать с этим на старте и предупредить проблемы, чем потом с ними отважно сражаться. Это не дракон, а отличный маркетинговый инструмент. С ним нужно не сражаться, а дружить!